Продолжаю тему, начатую в предыдущем посте. Сегодня поговорим о том, какое значение имел Ка для египтян.
Как я уже говорил, Ка выполнял функции собеседника, наставника, но прежде всего, это было явное присутствие божественного во всех аспектах жизни египтянина. Ка был прямым свидетельством участия сакрального во всех событиях, но мало того, если самого бога встретить жителю Долины Нила удавалось нечасто, а может быть и вообще никогда (да кто их считал, эти встречи), то с Ка любого бога можно было видеться и общаться когда угодно. Достаточно было подумать о боге, и его Ка являлся и начинал разговор. Напомню, что Ка кого-либо для египтян был его образ, который появлялся в сознании при мыслях о его хозяине.
Если подумать, то среди знакомцев любого подданного фараона, да и самого фараона тоже, было куда больше Ка, чем живых людей. Можно сказать, что египтянин постоянно жил в мире, населённом Ка различных людей, богов, животных, домов, камней и так далее. Понятно, что в таком изобилии сущностей можно было просто раствориться, и египтяне специально выделяли важные для себя Ка, чтобы подчеркнуть их приоритет. Как же они это делали? А очень просто — они их рисовали или вырезали из камня, дерева, и прочих материалов.
Тут надо отметить, что в Древнем Египте, в отличие от Месопотамии, лепка, как таковая, не была распространена, хотя, конечно, встречалась в быту и керамика, и глиняные статуэтки, а при строительстве использовались кирпичи. Бедняки часто делали посуду, а иногда даже строили дома из самого доступного в Нильской долине материала — ила. Но намного чаще встречались предметы из камня — каменная посуда, каменная скульптура, а начиная с III династии в обиход строительства всё шире и шире входили камни.
Использование камня вместо глины — это вообще говоря, целая философия. Изготавливая предмет из глины, человек брал не имеющий формы пластичный материал и руками придавал ему форму. Чем-то подобным занимался бог Хнум, когда лепил людей на гончарном круге — из бесформенного получал идеальную форму.
Резьба по камню в корне отличается от лепки — резчик работает с уже заключённой в материале формой, которую просто нужно освободить, сняв (срезав, срубив) с неё всё лишнее.
Культура работы с камнем в Древнем Египте достигла невероятной высоты. Всем известны египетские барельефы, на которых с невероятным мастерством изображены тончайшие детали — повторение формы драгоценностей, подробнейший орнамент одежды и украшений, даже форма мышц на обнажённых участках фигуры. Неслучайно одним из титулов величайшего в истории Египта медика, архитектора и государственного деятеля Имхотепа был «ваятель каменных ваз». Кстати, в пирамиде Джосера, которую строил как раз этот архитектор, найдены каменные (а не керамические) сосуды общей массой 90 (девяносто) тонн.
Работа с камнем в исполнении египетских резчиков мало отличалась от техники рисунка. Собственно говоря, начиналась она с того же — с нанесения на каменную глыбу контуров будущей статуи или барельефа. Отличие египетской работы с камнем от техники ассирийских или индийских мастеров заключено в самом названии профессии ваятеля — резчик, а не скульптор.
И весь этот труд, вся эта техника, всё умение и опыт резчика были посвящены Ка. Из камня делались кое-какие бытовые предметы, вроде посуды, но прежде всего, это был материал для создания погребальных комплексов.
Обычная египетская гробница состояла из двух важнейших элементов и нескольких вспомогательных. Главными были собственно гробница, то есть место, куда ставился саркофаг с мумией, и сердаб — помещение для жизни Ка.
Гробница была нужна для временного пребывания в нём умершего — до того времени, когда его Ба (одна из душ человека) выйдет и через Ра-Сетау отправится в опасное путешествие в Дуат. Это путешествие, как и его итог, не является темой сегодняшнего разговора, так что о нём как-нибудь в другой раз.
А вот сердаб был необходим для того, чтобы Ка человека нашло постоянный приют в созданном для него мире. Этот мир — вовсе не помещение сердаба как таковое, как может показаться человеку с западным подходом к эсхатологии. Мир Ка, мир-Двойник, создавался в рисунках, статуях и барельефах во внутреннем убранстве сердаба.
Центральным объектом сердаба был рисунок, барельеф или статуя (в зависимости от достатка при жизни) обладателя погребального комплекса. Этот объект был необходим для того, чтобы в него вошёл Ка умершего. Ка входил в сердаб через ложную дверь — контур в стене обычно (но не всегда) с западной стороны помещения.
«Вселение» Ка в новый объект сопровождалось ритуалом отверзания уст и очей, подробности этого ритуала мы рассмотрим в следующий раз, здесь же скажу только то, что этот момент был вторым рождением Ка. Первый раз Ка рождался вместе с человеком, а во второй — во время ритуала отверзания уст и очей.
Всё остальное в сердабе обеспечивало загробный мир Ка. Для того, чтобы сделать его максимально комфортным, стены расписывались рисунками и барельефами, сопровождаемые надписями следующего характера:
Смотрение на болота, ловлю рыбы и птицы, которые лучше всего для Осириса Имярека.
Смотрение на всякую полевую работу в его дворах и селениях Верховья и Низовья Осириса Имярека.
Смотрение на всякое доброе удовольствие сердца для Осириса Имярека
Смотрение на доставку вина для Осириса Имярека
И так далее. Причём тут Осирис? — да просто после смерти каждый египтянин становился Осирисом. Правда, это только примерно с IV-V династии — после того, как изменилась техника захоронения. Осирис понадобился в своей чисто практической ипостаси (об этом позже). Предназначение всех этих рисунков, барельефов и надписей состояло в том, чтобы создать наиболее удобный и максимально подробный мир для Ка умершего — настолько подробный, чтобы он как можно больше был похож на мир, знакомый ему при жизни.
Так создавался мир-Двойник. Особенностью этого мира была его полная изоляция, хотя в нём могли и должны были присутствовать те, кого покойный желал после смерти видеть так же, как и при жизни. Для этого их имена перечислялись на стенах сердаба, а иногда они сопровождались и соответствующими рисунками.
Понятно, что многие люди, перечисленные в таких настенных росписях, оказывались во многих мирах-Двойниках одновременно, но каждый отдельный мир существовал полностью автономно. Именно так египтяне решили проблему «шума», порождаемого людьми, о котором идёт речь в «Тёмных водах» — их загробные миры не могли влиять друг на друга.
Погребальные комплексы египтянами строились при жизни, причём, обязанностью сына было возведение достойной гробницы для родителей, если таковая ещё отсутствовала. Если хватало средств, то иногда для умершего строили несколько гробниц — в одной из них было похоронено тело, а в остальных жил его Ка. Египтологи называют такие гробницы без тела кенотафами — ложными гробницами.
Как на рисунках, так и на вырезанных из камня статуях и барельефах особое внимание уделялось глазам. Почему именно глазам, и для чего в погребальные комплексы ставились статуэтки факелов, я расскажу в следующем посте.
«Хроники Чёрной Земли»
«Тёмные воды. Зимний апокалипсис»
Обсудить прочитанное, задать вопросы и узнать о творческих планах можно в группе автора в Telegram