«Путешествие в Город мёртвых»

Повесть нигерийского писателя Амоса Тутуолы «Путешествие в Город мёртвых» у нас в стране была издана где-то в середине 1980-х. Это была такая тонкая брошюра с мягкой обложкой на скобах. Я тогда читал её с интересом, как сказку. Но стилистически это не сказка. Сказка обычно имеет чёткую структуру, у Тутуолы же текст структурирован плохо. Плохо —…

«Женитьба»

«Женитьба» Гоголя провалилась на сцене в первый же сезон. Купеческо-дворянская публика не оценила сатирические порывы Николая Васильевича и, по словам некоторых критиков, даже не удостоила постановку прощальных аплодисментов. Провалилась пьеса и у критиков. Ни завязки, ни развязки, ни характера, ни острот, ни даже веселости комедии-то и нет. Сюжета никакого: бог знает, зачем люди приходят и…

«Овод» и «Прерванная дружба»

Многие, наверное, читали «Овода» Этель Войнич, но кто не читал, тот наверняка смотрел советский трёхсерийный фильм. «Овод» был у нас одним из самых раскрученных зарубежных произведений, чему безусловно способствовал его яростный, до истерики антирелигиозный пафос. На протяжении всего романа автор доказывает, что бог — бессмыслица, бог — обман, бог — враг человечества и человечности. Но…

«Старик и море»

Чем писатель серьёзнее, тем глубже он погружается в человеческую личность. Сотни очень крепких авторов в истории литературы создали тысячи глубоких произведений, в которых раскладывают человека на молекулы. Самые поверхностные из них пишут о поступках, те, что глубже, анализируют побуждения, ещё более глубокие ищут мотивы, влияющие на побуждения.

«Приключения Робинзона Крузо»

На днях решил перечитать «Робинзона Крузо». Читать стал для того, чтобы оценить возможность визуализировать аудиокнигу. Но пока читал, тема визуализации стала неактуальной (или, во всяком случае, неприоритетной), однако я обнаружил, что тогда, давным-давно, когда я эту книгу читал, я совершенно её не понял. Или, вернее, не понял очень важную её составляющую. Роман раскрылся для меня…

«Вий»

Гоголевский «Вий» — вроде бы, ужастик как ужастик, мистика со славянским флёром, но при кажущейся простоте Гоголь оставил нам много ребусов. Главный из них, конечно — кто такой Вий? И хотя сам Гоголь на эту тему высказывался довольно однозначно, его заявление неоднозначно воспринимается. Почему? Да потому, что хотя Гоголь и пишет: Вий — есть колоссальное…

Куда и почему ушли боги?⁠⁠

Если судить по мифологии, то на заре человечества встречи с богами были практически буквальными. Особенно много сведений об этом содержит греческая мифология. У греков боги постоянно бродили между людьми, интриговали, вовлекали смертных в свои распри, спорили из-за них, мстили за обиды, похищали… Один только

О сущности литературы

Не раз доводилось слышать, что литература — это о людях, о их эмоциях, переживаниях, взаимоотношениях. Несколько лет назад я и сам так думал, но с тех пор моё понимание сущности литературы сильно изменилось, в том числе, и потому, что я сам стал автором, сам пытался осмыслить, о чём пишу. Давайте возьмём Жюля Верна, Дюма, Купера,…

Хроники Мэтью Бартоломью. Ложная святыня (Фальшивая реликвия)

Несколько дней назад я закончил перевод на русский язык третьей книги цикла Сюзанны Грегори «Хроники Мэтью Бартоломью». Вообще-то её уже переводили на русский — в 2007 году она вышла в издательстве «Эксмо». Всего у нас было переведено три книги из этого цикла: «Чума на оба ваших дома», «Нечестивый союз» и «Фальшивая реликвия». Первые две книги…

Завтра я умру

Иногда в жизни человека есть инстинкты, которые предупреждают его об опасности и смерти. Но мало кто понимает намёк. На парковке кипела работа. Несколько десятков мужчин всех возрастов суетились вокруг машин. Некоторые из них надевали фаркопы. Фаркоп это такой длинный стержень, соединяющий две машины так, что один водитель мог управлять двумя автомобилями. Я подошёл к высокому