Если судить по мифологии, то на заре человечества встречи с богами были практически буквальными. Особенно много сведений об этом содержит греческая мифология. У греков боги постоянно бродили между людьми, интриговали, вовлекали смертных в свои распри, спорили из-за них, мстили за обиды, похищали… Один только Зевс, судя по мифам, обольстил десятки, если не сотни земных красавиц, которые рожали от него полубогов и героев. И не только олимпийские, но и множество мелких божков — разнообразных духов рек, ручьёв, камней, деревьев, лугов, лесов, озёр вступали с людьми в самые разные отношения — от смахивающих на торговые до сентиментальных и любовных.

В главной поэме греческого эпоса — «Илиаде» — боги напрямую вмешиваются в людские дела, а некоторые из них высказывают явные симпатии к противоборствующим сторонам и героям. При этом Афина Паллада обращается к Одиссею, Афродита, покровительствуя Парису, помогает ему избежать смерти от Менелая, и вообще вовлечённость олимпийских богов становится столь глубокой, что, в конце концов, Зевс прямо запрещает им участвовать в противоборстве ахейцев и троянцев. Однако сам тут же вмешивается в битву между ними. А затем, с разрешения Зевса, богиня раздора Эрида принимает участие в очередной битве…

Вообще говоря, вся «Илиада» состоит из перечня деяний богов, которые те осуществляют через подконтрольных им героев. Это важно!

Так же было и в мифологии Древнего Египта. Правда, египетские мифы до нас не дошли в столь цельном виде, как греческие, но по обрывкам сведений можно судить, что в раннединастическую эпоху встреча с богом где-то на прогулке не была чем-то невероятным. Впрочем, и повседневными такие встречи, видимо, тоже не были, однако этот недостаток с лихвой компенсировал египетский анимализм, когда божественными чертами наделяли практически любое животное — павиана, быка, ибиса, крокодила, кошку…

Однако в конце концов боги исчезли. Точнее, перестали появляться в своём визуальном обличье (хотя исключения были), но остались руководить жизнью людей в виде голосов. Свидетельств этому очень много, например, в Библии. Если библейские патриархи, как правило, встречались с богами во плоти (скажем, Иаков «до зари» боролся с богом и не проиграл ему), то пророки, жившие позже, рассказывают о своём мистическом опыте, в основном, как о слуховых контактах с божеством. «И сказал Бог», «Так говорит Господь», «…и было мне слово Господне» — такими оборотами переполнены все книги пророков Ветхого завета. Причём, если сначала подобные контакты, по-видимому, были доступны всем или большинству, то с течением времени они стали уделом избранных и, например, пророк Амос, который, судя по всему, был молодым пастухом и жил в VIII столетии до н.э., уже был достопримечательностью, на которую приходили посмотреть и послушать. Всё, что повествует Амос, он начинает и заканчивает словами «Так говорит Господь», что означает постоянно слышимый им голос, который даёт указания как ему самому, так и через него другим членам общины и даже жителям целых стран.

Амос, вероятно, был одним из последних, кто слышал этот голос. Позже люди лишились возможности общения с богами и настолько отвыкли от этого, что не поверили истории, будто бог воплотился в одного из них.

Так куда же ушли боги? Ведь они бессмертны. Тогда где они?

На этот вопрос даёт ответ гипотеза американского психолога Джулиана Джейнса. Эта гипотеза объясняет нюансы происхождения сознания в процессе распада бикамерального разума.

Что такое этот бикамеральный (двухпалатный) разум? Джулиан Джейнс говорит, что в определённую историческую эпоху, ближнюю к нам границу которой он помещает в промежутке между 1400 и 600 годами до н.э. (это как раз время жизни библейских пророков!) человек не обладал сознанием, а разум его делился на две личности, независимые друг от друга. Одна личность была указывающей, руководящей, а вторая подчиняющейся, исполняющей указания первой. Именно свидетельства взаимодействия этих двух личностей и содержат библейские книги пророков.

Ещё одним следом двухпалатного разума является древнеегипетская концепция Ка — одной из девяти душ человека. Согласно ей, у каждого человека есть двойник, который остаётся с человеком всю жизнь и даже после смерти, если человек об этом заранее позаботится. Ка является наставником, помощником и охранником человека, помогая ему справляться с жизненными невзгодами. Аналогичные функции в христианских преданиях играют ангелы-хранители. Все эти сакральные сущности обладают голосами, посредством которых обращаются к человеку, когда тому необходимо принять решение.

Уже упоминавшаяся выше «Илиада» написана так, что из неё следует, что никто — ни герои, ни вожди, ни рядовые солдаты не были способны принимать самостоятельные решения. Сталкиваясь с необходимостью предпринять нечто, выходящее за рамки повседневнего опыта, все они ждали распоряжений. Чьих? Всё тех же голосов, которые они слышали и которые были для них столь же реальны, как голоса их друзей.

Эти голоса человек совершенно справедливо воспринимал как внешнюю по отношению к себе сущность и считал чем-то сакральным — богом, ангелом, демоном, чьи указания необходимо беспрекословно исполнять. Точно так же и в «Илиаде» цари и герои прислушивались к ним и затем реализовывали продиктованную им волю — волю богов.

Во всём остальном эти люди, по-видимому, мало отличались от нас, но в этом пункте было отличие принципиальное — принятие решений человек делегировал именно этой внешней сущности. При этом вся человеческая деятельность была бессознательной, хотя и разумной. Джулиан Джейнс проводит чёткую границу между сознанием и тем, что у нас считают его составными частями — воспоминания, личный опыт, мышление, рассуждения, обучение. Джулиан Джейнс не считает их частями сознания и даже утверждает, что большинство действий современного человека совершается бессознательно. Но, в отличие от человека с двухпалатным разумом, большинство из нас перестали слышать голоса и научились осознанно подходить к своей жизни.

Однако феномен слышащих голоса, как рудимент бикамерального разума, иногда у людей встречается, этим людям ставится диагноз шизофрения. И если 2500 лет назад такие способности считали божьим благословением, то теперь от них лечат.

Именно в процессе распада бикамерального разума возникли идеи, объясняющие, куда и почему уходят боги. Если до появления сознания боги были повседневностью, появлялись ли они в визуальном облике или в виде слуховых ощущений, то теперь, когда контакты с богами стали редкостью, нужно было понять, почему так происходит. Так возникли идеи небес, как обиталища богов и ангелов, понятие грехов, которые навсегда отделили сакральное от мирского, необходимость религиозных институтов как посредников между человеком и богом.

В процессе проникновения сознания в человеческую деятельность разум всё более и более рационализируется, и иррациональному в нём не остаётся места. Однако нужно помнить, что способность общаться с божеством для наших предков была возможностью снять с себя часть или даже всю ответственность за собственную судьбу и судьбу своих близких. Если человека преследовали неудачи, беды, он всегда мог сказать, что так угодно богу и смириться с таким решением, поскольку не мог на него повлиять. Теперь же человек несёт полную ответственность за свои решения, и вину за неудачи ему больше переложить не на кого. Отсюда неврозы, психические расстройства, маньяки, невменяемые люди, устраивающие необъяснимые убийства, готовые сеять смерть и разрушения просто так. С другой стороны, отсутствие богов избавило от ответственности перед ними, а значит, сняло многие моральные табу, удерживающие раньше человека от асоциальных поступков.

Каким же образом произошёл переход от бикамерального разума к сознанию? Джулиан Джейнс считает, что такая эволюция стала возможной с изобретением письменности, поскольку именно письменность внесла организующее начало в развитие языка. В результате язык стал более метафоричным, а метафоры нуждаются в осознании — именно так у человека и появилась необходимость осознавать.

Вот этот момент — по поводу письменности — весьма интересен. Если я осмелюсь продолжить свои размышления на этот счёт дальше, то мы к нему ещё вернёмся.

Таким образом, люди сначала имели дело с богами напрямую и непосредственно, потом, слушая их распоряжения, затем через пророков, в отличие от остальных сохранивших двухпалатный разум, после них — через жрецов, которые могли иметь откровения свыше, а могли просто имитировать их. И, в конце концов, сейчас, потеряв веру в жрецов и сотню поколений лишённый мистического опыта, люди тотально становятся атеистами, верующими не в божий замысел, а в торжество науки.

Интересную концепцию Джулиана Джейнса я постарался выразить в художественной форме в своей книге «Хроники Чёрной Земли». А прямо сейчас я пишу ещё одну книгу, в основе которой лежат те же идеи. И если в «Хрониках…» события происходят пять тысяч лет назад, то в новой книге — в близком будущем, почти в наши дни.

Приятного чтения.

С уважением, Алексей Черкасов

Обсудить прочитанное, задать вопросы и узнать о творческих планах можно в группе автора в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *