Тема Ка настолько объёмна и важна для понимания того, в каком информационном пространстве на протяжении трёх тысячелетий жили египтяне, что одним постом я здесь не обойдусь, да это и не нужно. Категория Ка — одна из тех, что формировали отношение жителей нильской Долины и Дельты ко всему, что их окружало. И я собираюсь рассматривать это отношение постепенно, в нескольких постах. Сегодня попробуем разобраться что такое Ка вообще.
Что такое Ка?
Как я уже говорил в одном из предыдущих постов, Ка для египтянина был самым убедительным свидетельством существования богов. Почему так? Для того, чтобы понять этот феномен, нужно рассмотреть понятие Ка в двух контекстах: 1) чем был для египтянина Ка другого человека (предмета); 2) чем был для египтянина его собственный Ка.
Начнём с Ка другого человека. Очень убедительное и подробное исследование этого феномена провёл наш выдающийся египтолог Андрей Олегович Большаков. Его монография на эту тему очень объёмна, я приведу только некоторые, наиболее важные её выводы. Исследовав большое количестве древнеегипетских текстов и изображений, он показал, что Ка — это представление, образ человека или предмета, который возникает в сознании человека, помещаемый туда из его памяти. Глядя на реальный объект, египтянин помещал его в память, а затем, при воспоминании о нём, «видел» его образ, который и являлся Ка объекта. Египтянин получал образ в сознании и выносил его оттуда в материальный мир, делая частью окружающего и после этого воспринимал это воспоминание как совершенно реальное существо, которое разве что потрогать нельзя, а, например, говорить с ним можно, можно и нужно кормить его, заботиться о нём.
Здесь надо отметить существенную разницу в менталитетах — современном европейском (нашем с вами) и древнеегипетском. Говоря, «портрет оживает в памяти», мы сегодня, в первую очередь, имеем в виду — в памяти. А приоритетом египтянина было то, что он оживает.
Таким образом, чей-то Ка для египтянина был его образом, хранимым в памяти. У этого есть интересное следствие, не рассматриваемое в египтологии, но очень интересное и заметное при сравнении разных мифологий. В книге «Тёмные воды. Зимний апокалипсис» есть эпизод, где герои обсуждают разные насылаемые богами бедствия, и одной из причин этих кар является тот шум, который создают на земле люди. Этим шумом, как разобрались герои позже, является взаимное влияние миров людей друг на друга — влияние, непрерывно генерирующее хаос. Так вот египтяне нашли способ устранить такое влияние, но об этом я расскажу в посте, посвящённом Ка умерших.
Теперь давайте разберёмся, чем являлся для египтян свой собственный Ка. Логично предположить, что если можно было видеть и говорить с чужим Ка, то свой-то Ка должен был быть даже доступнее. Нам поможет теория (или гипотеза) Джулиана Джейнса о бикамеральном разуме.
Упрощённо суть этой теории в том, что примерно до первого тысячелетия до новой эры, люди не обладали сознанием в том смысле, в котором оно присуще нам. Сознание человека тогда делилось как бы на две части — одна половина осознавала себя как отдельного индивидуума, а вторая изучала первую половину со стороны. В свою очередь, первой половиной вторая осознавалась как внешняя сущность. Эта сущность могла разговаривать с человеком, давать ему советы, указания, упрекать в неправедности, делиться собственным опытом. Подтверждениями этому просто кишит Ветхий завет, где на каждой странице пророки получают указания от некоего сакрального божества и фанатично исполняют их. Уклонившихся же от исполнения воли божества ждёт наказание. Подробно в этот вопрос я здесь вникать не стану, поскольку он достоин отдельной серии статей.
Некоторые исследователи — антропологи, психологи, историки говорили о другой стороне того же явления — мифологическом сознании древнего человека.
Так вот для египтянина эта вторая «палата» или «камера» и являлась своим собственным Ка. С ним велись непрерывные диалоги, выслушивались монологи, иногда Ка полностью подавлял личность и выступал монопольно, становясь уже не наставником, а владыкой своего двойника. Ка являлся для египтянина персональным божеством, которое не только оберегает, но и карает. Ближайшим аналогом Ка в христианстве можно назвать ангела-хранителя, который выполняет при человеке сходные функции.
Современный человек, который лишён мифологического мышления и вообще тотально атеист, в противоположность древнему, научился сам подавлять это второе Я, которое частенько пытается вступать в споры с первым. Вместе с этим Я частенько подавляются слабеющие порывы совести и призывы к возвращению в некие морально-нравственные рамки, находиться в которых для людей каменного и бронзового веков было требованием богов, а потому состоянием совершенно естественным и обусловленным наличием космических сил. Карл Густав Юнг, говоря об этом божестве, дал ему имя Анима или Анимус и отдельно пояснял, что эти сущности не подчинены нашему сознанию, а существуют автономно и могут проявлять как снисходительность и покладистость, так и гнев.
Но так или иначе, мы научились расправляться со своим Ка. Хорошо ли это — вопрос дискусионный. Достоевский говорил об этом «Если Бога нет, всё позволено». Сегодня мы воспринимаем это внутреннее божество как внутренний голос и называем мышлением, тем самым наделив его удобным для нас именем и обуздав его.
***
Таким образом, египтянин каждый день, каждый час, каждую минуту убеждался в существовании Ка — как своего собственного, так и Ка третьих лиц. А раз персональное божество — как собственное, так и божество окружающих — всегда доступно, то сомневаться в его существовании не приходилось. Ну а где есть место одному богу, найдётся место и для остальных. Таким образом мифологическое сознание подпитывало само себя, извлекая из коллективного бессознательного образы и деяния богов.
Откуда брался Ка?
На этот вопрос можно ответить, почитав папирус Весткар (назван по имени первых египетских владельцев). В нём изложен миф о рождении трёх мальчиков — будущих фараонов Египта (V династии), и богиня Исида, присутствующая при родах, произносит имя каждого из них, после чего младенец оказывается в её руках. Здесь же находится и бог Хнум, который на храмовых барельефах неизменно выступает как создатель Ка фараона.
В «Мемфисском теологическом трактате» повествуется о том, как бог Птах создал мир путём называния вслух вещей. Тем самым Птах создавал образ этих вещей (Ка) ещё перед тем, как они появлялись в материальном виде. Процесс этот заключался, по-видимому, в том, чтобы представить себе вещь и назвать её.
Таким образом, Ка рождался вместе с человеком в тот момент, когда произносилось его имя.
Какое место занимал Ка в жизни и смерти египтянина? Об этом я расскажу в следующем посте.
«Хроники Чёрной Земли»
«Тёмные воды. Зимний апокалипсис»
Обсудить прочитанное, задать вопросы и узнать о творческих планах можно в группе автора в Telegram