Серия «Дюна» — это буквально веха в научной фантастике. Фрэнк Херберт почти не пишет в ней о технологиях, акцентируя внимание на политике и философии человечества, включив в повествование даже элементы религии и, таким образом, создав почти полноценное культурное пространство. Вероятно этот подход, для фантастики того времени сравнительно новый, вкупе с масштабностью идеи, и стал причиной быстрого прорыва книг серии на верхние строчки списков мировых бестселлеров.
Некоторые критики предполагают, что «Дюна» — своего рода ответ Айзеку Азимову на его «Основание». Американский издатель Тим О’Рейли писал, что Херберт взял ту же ситуацию — распад галактической империи — и сделал из неё другие выводы. В противоположность рационализму и апологетике науки Азимова, Херберт утверждает, что нужды человечества — в бессознательном.
Литературно в «Дюне», как и во всей американской фантастике, нет ничего эпохального, и даже среднего. Повторюсь, упрощённый и сильно загрязнённый диалект английского языка, который сформировался на территории Северной Америки отнюдь не способствует развитию литературы как культурного явления. Толкиен, который, как известно, был большим ценителем соответствия формы содержанию, даже отказался критиковать «Дюну», высказавшись в том духе, что не хочет обижать Херберта, поскольку он — его коллега. Но сила «Дюны» в другом — в проработанной картине мира, проработанной не столько технически, сколько концептуально. Именно эта грандиозность, стремление автора создать свой мир, свою Вселенную, и являются тем магнитом, который собрал и продолжает собирать вокруг творения Херберта всё новые и новые миры, постоянно расширяя зону жизни этой самовоспроизводящейся серии.
Херберт сказал: «Да будет Арракис», и Арракис возник и живёт своей жизнью уже шестое десятилетие. Феномен «Дюны» можно сравнить со Вселенной «Властелина колец», когда исходная идея настолько сильна, что сама по себе освещает себе себе путь в тоннелях медиаимперий, а иногда и пробивая новые. Между прочим, сначала Херберт собирался поместить свой сюжет на Марсе, но подумав, решил использовать вымышленную планету. И не ошибся: Марс ограничивал бы его фантазию уже имеющимися у читателей сведениями из научпопа и художественных книг. А в результате получилась сага, подобная повествованиям о короле Артуре.
«Дюна» сегодня — это десятки книг разных авторов, настольные и компьютерные игры, квесты и целая серия кинофильмов.
«И всё это сделал один человек» ©.
Ниже ссылка на все книги серии «Хроники Дюны» Фрэнка Херберта. И дополнительно — «Путь к Дюне» — сборник художественных, публицистических материалов и черновиков, связанных со Вселенной Дюны и написанных Фрэнком и Брайаном Гербертом и Кевином Андерсоном.
«Хроники Дюны» Фрэнка Херберта.
Обсудить прочитанное, задать вопросы и узнать о творческих планах можно в группе автора в Telegram