Квинканс (Quincunx) — геометрический узор в виде креста. Четыре точки по краям и одна в центре, как «5» на игральном кубике. Крест, по сути, — частный случай квинканса. Часто используется в геральдике — рыцарские гербы через один эксплуатируют этот символ.
Именно гербы пяти семейств предваряют каждую из пяти частей романа американского писателя Чарльза Паллисера «Квинканкс». В каждой части пять книг по пять глав. Такая вот интересная структура. А по форме это стилизация под викторианский роман. Крайне убедительная стилизация: если не знать автора, то, читая, легко поверить в то, что это неизвестный роман Чарльза Диккенса.
Однако отличия от Диккенса всё-таки есть, и они явные. В «Квинканксе» нет никого, кто взял бы на себе заботу о героях, нет неувядающей уверенности в благополучном исходе, наоборот, всегда возникает ощущение, что теперь-то для героев точно всё кончено. В романе почти нет положительных персонажей, которые у Диккенса встречаются на каждом углу. Вообще весь большой роман — это сплошная неопределённость и страдания. Паллисер словно говорит читателям: «Диккенс хорош, но давайте я расскажу, как там всё было на самом деле».
Сюжет запутанный, но захватывающий. Почти полторы тысячи страниц Джон Хаффам пытается выяснить, кто и почему старается убить его и его мать.
У автора получился на редкость удачный синтез: глубина описания социальных слоёв викторианской Англии совершенно в стиле Чарльза Диккенса, а запутанность сюжета заставляет вспомнить о лучших романах ещё одного классика английской литературы XIX века Уилки Коллинза. По достоверности же он написан совершенно в духе реализма XX столетия, а не викторианского романтизма.
Удивительно было, зная, что автор — американец, наблюдать за необычайно глубоким знанием Англии времён королевы Виктории. И не только мне: критики отмечали, что автор знает даже о различии между простой пошлиной и базовой пошлиной с остатком, хорошо владеет новостным потоком того времени — как событийным, так и законотворческим. Секрет оказался прост — Чарльз Паллисер, американец по рождению и гражданству, с трёх лет живёт в Англии. Впрочем, столь глубокое изучение периода почти двухсотлетней давности всё равно поражает.
Читая впервые, невозможно оторваться.
Общий тираж романа «Квинканкс» в мире превысил миллион экземпляров.
Обсудить прочитанное, задать вопросы и узнать о творческих планах можно в группе автора в Telegram