На первый взгляд, по жанру это такой ужастик (между прочим, один из первых, Уэллс был первопроходцем). Но если вникнуть, смотрите:

эта пародия на человеческую жизнь начиналась с мучений и была долгой внутренней борьбой, бесконечно долгим страхом перед Моро. И для чего? Эта бессмысленность возмущала меня.

Доктор Моро в интерпретации Уэллса — творец, создающий новых людей. Страх перед Моро — это страх Божий, о котором говорят все (ну почти все) религии мира. То есть Уэллс здесь, кажется, пытается говорить на религиозные темы. И между прочим, критикует саму основу религиозных институтов. Он говорит: а моральна ли деятельность Творца, который позволяет человеку быть человеком только через страдание? Моральна ли сама постановка вопроса, в которой быть полноценным человеком можно только пройдя через боль (физическую, душевную)?

Дом, где Моро совершает свои экзекуции, называется в романе «Домом страданий». Каждый, кто согрешит, должен вернуться в Дом страданий, чтобы очиститься от греха.

В конце концов, бог (Моро) умирает, Дом страданий сгорает, Монтгомери (пророк бога) тоже погибает. Уэллс говорит: победив страх божий, можно убить бога. Вижу здесь некую перекличку с Ницше. Вопрос хорошо ли это или плохо — избавиться от бога — Уэллс, слава Богу, оставляет открытым. Хотя как… перестав соблюдать Закон, зверолюди постепенно превращаются обратно в зверей и становятся опасными для единственного среди них настоящего человека, которому его Бог посылает, наконец шлюпку, в которой тот спасается. Показателен фатализм, которым Уэллс это сопровождает — самостоятельно Прендик не смог соорудить даже плот и должен ждать счастливого случая, божьей милости.

Ещё и с Достоевским есть пересечения: бог умер, его Законы больше неактуальны, значит, всё можно. Возможно он подсмотрел, но я думаю, Уэллс просто и сам мыслил в том же направлении.

Или вот ещё:

Слепая, безжалостная машина, казалось, выкраивала, придавала форму живым существам, и […] все мы вертелись и дробились между её безжалостных, непрерывно движущихся колес.

О чём это? Мне одному кажется, что это об обществе, которое перемалывает своих членов? Остров — модель общества, где из зверей (то есть, неполноценных, неидеальных, недоделанных существ) делают людей — достойных членов общества. Отрубая лишнее, заменяя части более подходящими, перемалывая и приводя всех к нужному — среднему — стандарту.

Такова работа общества. Такова же работа доктора Моро.

Подобных рассуждений в книге Уэллса треть всего текста, да как бы не побольше. Вряд ли писатель уделил бы столько внимания чисто этическим проблемам деятельности учёного. Думаю, я не ошибаюсь, Уэллс писал социальный роман, антиутопию. Лишним подтверждением служит и то, что эта тема вообще в творчестве Уэллса, пожалуй, доминирующая. «Машина времени», «Когда спящий проснётся», «Пища богов», даже «Человек-невидимка» — в этих и многих других романах фантастическая составляющая — только фон для проведения идеологических концепций общественного устройства. Или точнее, не самих концепций, а их критики (что для писателя — дело обычное).

Кроме того, в «Острове докторо Моро» мимоходом Уэллс затрагивает и гносеологические вопросы, связанные с инструментарием науки и возможностями познания вообще. Ну и совсем мимоходом — границу между моральным и аморальным в деятельности исследователя и экспериментатора. Хотя на первый взгляд кажется, что именно эта идея в романе господствует.

То есть, «Остров доктора Моро» — это типичная антиутопия, облечённая в форму фантастического хоррора. Весьма разноплановое произведение с большим количеством разбираемых вопросов.

Кстати, вот не знаю, почему-то везде это произведение называют романом, по мне это всё-таки повесть — сюжетных линий для романа не достаёт.

Герберт Уэллс. «Остров доктора Моро», скачать в формате .epub

Обсудить прочитанное, задать вопросы и узнать о творческих планах можно в группе автора в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *