боги египта

В «Хрониках Чёрной Земли» постоянно незримо присутствуют два бога — бог мудрости Джехути и богиня любви и радости Хатхор. Вообще говоря, «сферы ответственности» египетских богов довольно условны, обычно они очень широки, да к тому же и изменялись от эпохи к эпохе. Например, Хатхор — богиня не только любви и красоты, как греческая Афродита, но и Млечного пути, работ на рудниках (одним из её эпитетов был «Малахитовая»), танцев, а в некоторых контекстах она приобретала черты, богини войны, ярости, отмщения.

Так же и Тот (Джехути), которого греки отождествляли с Гермесом — это бог мудрости, письменности, Луны, государственного порядка, покровитель писцов, учёных и библиотек, одна из важнейших фигур на посмертном суде и так далее.

Немудрено, что при таком значительном круге обязанностей полномочия богов неминуемо пересекались. Скажем, главными богами царства мёртвых в разное время, а то и одновременно у египтян были Упуату, Хенти-Аменти, Осирис, Анубис и другие помельче. Сравните с единственной фигурой царя царства мёртвых Аида в греческой мифологии.

У такого положения вещей множество причин. Во-первых, египетское государство долгое время было раздробленным, и мифология формировалась хотя и не без влияния соседей, но в каждом случае индивидуально. В Древнем Египте существовало три тысячи богов. Кажется, что когда отдельные регионы укрупнялись за счёт слияния с соседними или вся страна объединялась под влиянием внутренних и внешних причин, необходимо было приводить мифологию к общему знаменателю, но вообще говоря, египтяне не видели никаких противоречий, например, в том, что в одних регионах Сет является олицетворением Зла, а в других почитается как величайшее божество, несущее благо. Со временем религиозные представления упорядочивались и систематизировались: скажем, существовали культы Огдоады и Эннеады (объединения соответственно восьми и девяти богов — наподобие греческого Олимпа), но все региональные представления естественным образом вписывались в эти возникающие системы, продолжая автономное существование.

боги египта

Культурно египтяне составляли единство и одновременно были разрозненными. Это хорошо проиллюстрировать на примере языка. Система иероглифов, которая и в Долине и в Дельте составляла письменный язык была очень сложной. Каждый иероглиф мог означать отдельную фонему, слово (предмет) или класс предметов, когда иероглиф выступал в роли детерминатива. У египтян почти не было иероглифов, означающих гласные звуки и в этом они не одиноки — с помощью одних согласных писали все народы Ближнего Востока. И это создало интересную ситуацию — египтяне на всём протяжении русла Нила отлично понимали письменный язык, а при устном общении часто не понимали друг друга, потому что в разных местностях в словах использовались разные гласные. Представьте себе, что прохожий на улице спрашивает у вас: «Кук перуйоти ви бубелоетук?» Сразу ли вы врубитесь, что гражданин ищет библиотеку?

Сравнивая греческую и египетскую мифологии, я удивлялся логичности и последовательности первой и разбросанности, архаичности, хаосу второй. Греческая мифология — это просто летопись, где шаг за шагом излагается история определённого государства — Олимпа и его взаимодействия с окружающими странами. А египетская мифология иногда кажется плодом воспалённого сознания пациента психиатрической лечебницы. В конце концов, я понял, что греческую мифологию мы знаем именно такой, благодаря популяризации. Огромную работу по сбору и систематизации греческих мифов провёл Николай Альбертович Кун. Однако, если где-то прорывается нечто, не внесённое им в свой сборник легенд и мифов, то из такой лакуны на нас смотрят всё те же хаос и хтоническая ярость. Я использовал некоторые из таких «куновских лакун» в своей первой книге — «Тёмные воды. Зимний апокалипсис», где в мифологических отступлениях изложил несколько фрагментов греческих мифов, сохранивших девственность потому что Кун до них не добрался.

Популяризация всегда упрощает. Египетскую мифологию пытались систематизировать, но к счастью, не нашлось энтузиаста, который решил бы упростить её и свести воедино. Иначе мы сегодня читали бы «Легенды и мифы Древнего Египта» и не знали, что каждое божество Дельты и Долины имеет множество разных лиц — от поражающих своей красотой до внушающих ужас. В результате, культура Древнего Египта утратила бы загадочность, а вместе с ней и самобытность.

Впрочем, попытки упростить египетскую мифологию неоднократно предпринимались и, по моему мнению, уже успели навредить пониманию этой развитой системе верований, сведя её, по сути, к фетишизму и тотемизму. Попытки втиснуть египетскую культуру в эти понятия сродни перевозке птиц в специальных клетках-переносках. Кто видел, как это происходит, тот мою аналогию поймёт. А для остальных скажу, что после извлечения из таких клетушек птица ещё долго не похожа на птицу.

Дело в том, что в отличие, скажем, от христианской мифологии, египетскую, по своему происхождению даже нельзя назвать мифологией. Это не сказки, не легенды — это то информационное пространство, в котором жили люди, населявшие русло Нила. Он не верили в то, что есть боги. Боги были их соседями, египтяне не верили, а знали, что боги всегда рядом и всегда могут как помочь, так и навредить. Они относились к этому как к обыденности — как мы относимся к походу в парк, в кафе или на аттракционы.

боги египта

Ещё одной важной причиной путаницы в египетских мифах является то, что только некоторые из них дошли до нас сколько-нибудь полными. Обычно наука оперирует обрывками сказаний и легенд, которые, как я уже говорил, ещё и отличаются в разных местностях. По сути, мы имеем информацию об очень малой доле египетской мифологии, скорее всего, не превышающей нескольких процентов.

Однако мифология хороша тем, что она более или менее универсальна. Архетипы, которые сохраняются в мифах, совпадают в разных регионах планеты. Поэтому (а также и по причине заимствований там, где это возможно) мифологии разных стран удивительно похожи. Поэтому неизвестные нам части египетских мифов при желании можно восстановить, ориентируясь на тенденции мифологий других стран. Коллективное бессознательное человечества повсюду хранит одни и те же архетипы и мотивации, которые обычно находятся за пределами логики, поскольку актуальны для иного бытия. Об этом я тоже пытаюсь говорить в своих книгах.

Но это другая тема, о ней как-нибудь потом.

«Хроники Чёрной Земли»
«Тёмные воды. Зимний апокалипсис»

Обсудить прочитанное, задать вопросы и узнать о творческих планах можно в группе автора в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *