На днях я начал выкладку на литературных порталах своей новой книги, второй из цикла «Тёмные воды». Скажу несколько слов о том, что это, какими нитями связывается цикл и чего ждать дальше.
«Хроники Чёрной Земли» — это повествование о событиях, произошедших в раннединастическом Египте — в конце второй династии. Период второй династии — это время смут, когда Египет то распадался на отдельные Верхнее и Нижнее царства, то снова объединялся. Эпоха, о которой пишу я, это время окончательного объединения Египта на сотни лет. Фараон Хасехем, позже принявший тронное имя Хасехемуи, стал человеком, объединившим страну после своего предшественника фараона Перибсена, при котором, наоборот, произошла раздробленность.
Это кратко исторический контекст.
Но у меня книга не чисто историческая. Мне было интересно в художественной форме выразить две концепции — одна психологическая, вторая антропологическая. Первую концепцию я уже изложил в своей первой книге — «Тёмные воды. Зимний апокалипсис» и теперь просто продолжаю развитие этой темы, а вторая — это гипотеза Джулиана Джейнса о бикамеральном разуме.
Первая концепция — это то, о чём всю жизнь писал и говорил Карл Густав Юнг, основатель школы аналитической психологии. Он утверждал, что психологические архетипы являются не субъективно обусловленными явлениями, а объективной реальностью… чуть не написал «данной нам в ощущениях», нет, в ощущениях как раз не данной. Архетипы локализованы в коллективном бессознательном и являются порождениями мифов. Или наоборот — мифы порождены коллективным бессознательным. Мифологические персонажи, таким образом, являются выразителями коллективной психики человечества.
Об этом я написал в первой книге, и эта тема должна быть связующей во всём цикле «Тёмные воды».
Но было бы скучно обсасывать одно и тоже из книги в книгу. В каждой книге должна быть своя идея, вокруг которой строится сюжет. Во второй книге в качестве идеи я взял гипотезу бикамерального разума Джулиана Джойса, которая удивительным образом удобно укладывается как в контекст психологической теории Юнга, так и в древнеегипетскую концепцию души или разных оболочек человека.
Бикамеральная гипотеза говорит, что примерно до первого тысячелетия до н.э. человек не обладал сознанием в том смысле, который мы в него вкладываем. Каждый человек видел в себе два начала: одно — собственно сам человек, беспомощный перед лицом природных и сакральных сил и обязанный подчиняться, и второе — личность, которая руководила действиями этого первого, беспомощного и покорного человека. Внутренний диалог, который каждый человек ведёт с самим собой, люди тогда воспринимали как свой разговор с божеством. И соответственно, всё, что требовала эта вторая, внутренняя, личность, следовало неукоснительно исполнять.
По удивительному совпадению, в древнеегипетском понимании души есть такое божество — одна из оболочек человека, называемая Ка. Её отдалённым аналогом можно считать ангела-хранителя в христианстве. Ка — это персонализированное божество, копия, двойник человека, обладающая собственной волей, но… зависящая от представления о человеке окружающих. Когда я в книге «Тёмные воды. Зимний апокалипсис» писал о «шумном» человечестве, которое боги хотят уничтожить из-за порождаемого ими беспорядка, то в некоторой степени речь шла и об этом тоже — о взаимном влиянии людей на миры друг друга и искажении их вследствие такого влияния. В Древнем Египте для того, чтобы избавиться от этого бардака даже постулировали отдельный мир — мир-двойник, для каждого человека уникальный и изолированный. В таком мире Ка может чувствовать себя спокойно, здесь никаких посторонних влияний нет. Этот мир каждый человек создаёт для себя при жизни — устраивая часовню (сердаб) при собственной гробнице. Чем лучше человек обустроит сердаб, тем лучше и дольше в нём будет существовать его Ка.
Не пугайтесь — всех этих подробностей именно в таком изложении в «Хрониках Чёрной Земли» нет. Я постарался облечь эту концепцию в художественную форму, правда, с неизбежными потерями, выразившимися, в частности, в более мягкой версии диктата Ка, который в моей версии является скорее советником.
Рассказываю я об этом вот почему: в первом же комментарии после того, как я выложил первую главу, читатель высказал мне претензии, что в книге много непонятных слов. Тут есть два момента, и я их хочу пояснить.
Первое. Да, такие слова, действительно, есть. И в первых трёх-четырёх главах о них, наверное, каждый споткнётся. Но их значения разъясняются в следующих за каждой главой сносках. Второе. Я хотел максимально передать атмосферу того времени, а что может с этим справиться лучше, чем язык людей описываемого периода? Безусловно, атмосфера эпохи передаётся не только терминами, но эти термины — необходимое приложение к обычаям, действиям, традициям, описаниям.
Что будет дальше, в следующих книгах? Египет периода второй династии — это эпоха, непосредственно примыкающая к эпохе пирамид. Уже при первом фараоне третьей династии Джосере (Нечерихете) начали возводиться ступенчатые пирамиды, на смену которым через мизерное в исторических масштабах время пришли великие пирамиды Гизы. У меня есть концепция, объясняющая, для чего были нужны пирамиды, а в более широком смысле эта концепция объясняет всё развитие религии. Именно по этому пути я поведу своих читателей в следующих книгах цикла, который закончится там же, где и начался — на берегу реки Ворона, в деревне Поляны Тамбовской области, в эпоху космического катаклизма…
Так что не бойтесь непонятных слов и читайте мои книги. Будет интересно! Приятного чтения!
Обсудить прочитанное, задать вопросы и узнать о творческих планах можно в группе автора в Telegram