«Остров сокровищ» — одно из лучших произведений для детей. Жанр и форма — приключенческая повесть предполагают некоторую поверхностность изложения и объясняют нежелание автора пускаться в психологические глубины. Тем не менее, при описании событий Стивенсон не жалеет деталей — настолько подробное описание реквизита и снастей парусной шхуны можно ожидать встретить в специальном руководстве, но отнюдь не в детской повести.
А вот на участников этих событий запала писателя не хватило. Даже главные герои описаны весьма скупо. Что мы узнаём о них по ходу чтения? Доктор Ливси — отчаянный храбрец, сквайр Трелони — болтун, а капитан Смоллетт — ярый поборник дисциплины. Немного больше внимания досталось Джиму Хокинсу, впрочем, иначе и быть не могло, учитывая, что почти всё повествование идёт от его лица. Джим изображён как легкомысленный, склонный к импульсивным поступкам мальчишка, и одновременно как взрослеющий подросток, чей возраст иногда вступает в противоречие с демонстрируемой им зрелостью, как, например, в ситуации с осмотром сундука Билли Бонса, когда он осуждает свою мать за жадность и легкомыслие.
Наиболее живым персонажем является Джон Сильвер, но, боюсь, что и тут проявился не замысел автора, а его отношение к герою. Стивенсон явно испытывает симпатии к одноногому пирату. Поэтому, с одной стороны он наделён чертами остальных «джентльменов удачи» — подлостью, коварством, неуёмной жадностью, но с другой, в отличие от членов своей команды, которые сплошь глупы как пробки, он умён и предусмотрителен до двуличия.
Тенденция, которую мы видим в описаниях сцен с Джоном Сильвером, вообще характерна для писателей лёгкого жанра, когда наиболее интересными получаются те персонажи, которые писателя больше интересуют. Я не знаком с историей создания «Острова сокровищ», но не удивился бы, если бы выяснилось, что в первоначальном замысле именно Джон Сильвер задумывался как главное действующее лицо. Во всяком случае, симпатии автора к нему настолько очевидны, что он даже приберегает ему иную, чем для других пиратов, участь — Джон Сильвер не просто избегает суда и сурового приговора, но и остаётся при деньгах, и сохраняя деньги, вырученные за продажу таверны и получая приличную сумму из найденных сокровищ.
Остальные персонажи не написаны никак вообще. Если о перечисленных пяти главных героях мы можем сказать хоть что-то, хоть несколько слов, то на других Стивенсон пожалел даже самых мелких штрихов. Мы знаем о них только то, что все они — либо злодеи и глупцы, как пираты, либо добросердечные и преданные люди, наделённые чертами средневековых менестрелей. Даже на описание попугая Джона Сильвера потрачено больше строк, чем на любого из второстепенных персонажей повести. И если Джон Сильвер выглядит личностью, Джим — взрослеющим мальчуганом, полным противоречий, а Ливси, Трелони и Смоллетт — картонными персонажами без малейших признаков глубины, то остальные остаются просто именами.
Книгу можно скачать здесь. Там же, чуть ниже иллюстрации к разным изданиям «Острова сокровищ».
Обсудить прочитанное, задать вопросы и узнать о творческих планах можно в группе автора в Telegram