Англичане считают Диккенса одним из самых весёлых своих писателей. Автора романов о тяжёлой жизни общественного лондонского дна, герои которого, не переставая, страдают на протяжении тысяч страниц его романов. Надо отдать должное — до почти неизбежного хэппи-энда. У романов Диккенса есть две важные отличительные черты: во-первых, почти всегда они заканчиваются триумфом главного героя, а во-вторых, все диккенсовы герои картонные.
Картонные потому, что положительный герой, как правило, не имеет изъянов, как будто слеплен с христианских святых, а отрицательный является классическим опереточным злодеем, обладателем всех пороков самых закоренелых грешников. Тут есть факт, требующий обдумывания: Диккенс был одним из любимых писателей Достоевского. Что привлекало в романах Диккенса глубочайшего психолога в истории литературы? Сюжеты? Но сюжеты Достоевского разнообразнее. Герои? И герои у Достоевского намного сложнее, выпуклее, объёмнее и естественнее. Исследования социального дна? Возможно. Редкий роман Диккенса обходится без участия бездомных, нищих, самых отвратительных преступников и обитателей ужасных приютов и работных домов, где они неизменно терпят лишения. Это сильная сторона Диккенса — такое впечатление, что он самолично обошёл все лондонские притоны, сведя знакомство с представителями криминалитета, курильщиками опиума и прочими наркоманами. Диккенс очень подробно описывает жизнь в социальных учреждениях, он хорошо знаком с порядками в работных домах, приютах, полицейских участках. Удивляет он и пониманием тонкостей работы всевозможных юристов, поверенных в делах, адвокатов. Знаком писатель и с привычками представителей аристократии.
Вероятно именно эта глубина привлекала в Диккенсе Достоевского. Потому что с остальным он сам справлялся куда лучше английского мэтра и не мог не видеть ущербности, ограниченности как сюжетов, так и персонажей романиста. Достоевский в каждом своём романе непрерывно развивается, и не случайно его последние произведения критики назвали «Великим пятикнижием». В то же время, детективные сюжеты Диккенса словно и не детективные вовсе, так как преступник угадывается чуть ли не на следующей странице после совершения преступления. Приключенческие — словно не приключенческие, так как прочтя «Приключения Оливера Твиста» или «Жизнь Дэвида Копперфилда», можно считать себя знакомым с четвертью творческого наследия Диккенса. Вся романтика и лирика Диккенса обычно умещается в пожатия рук и нежные взгляды, которыми обмениваются обязательно положительные персонажи, так как отрицательные — они же на подобные чувства даже и не способны…
Всё это рушится в романе «Тайна Эдвина Друда». Он стал тайной в буквальном смысле слова: Диккенс не успел закончить его, скончавшись от инсульта. Но вот именно здесь, в последнем недописанном романе английского классика отчётливо виден уход от собственных клише и шаблонов. Сюжет лихо закручен: среднестатистический читатель не узна́ет убийцу вплоть до разъяснений уважаемых исследователей. Впрочем, исследования эти, в том числе и то, которое традиционно включается в издание, уязвимы для критики, поэтому и их можно поставить под сомнение.
Персонажи всё ещё не лишены некоторой картонности, но, безусловно, это большой шаг вперёд, по сравнению со всеми предшественниками Джаспера, Розы, Кларкла, Дэчери и остальных. В плане же романтики Диккенс вообще перешагнул всё доселе написанное: глубокие, удивительно нежные и в то же время противоречиво-отстранённые чувства, которые испытывают друг по отношению к другу обручённые когда-то «на муки» Роза Буттон и Эдвин Друд, способны покорить самых утончённых фанатов «Унесённых ветром» и прочих великослёзных мелодрам. Глубина, на которую Диккенс заглянул в души своих героев на этот раз, удивительна: он явно изучал их и мог написать по роману о каждом.
По ходу чтения иногда даже кажется, что это писал кто-то другой.
Впервые Диккенс намеренно путает следы, оставляя по ходу изложения только едва заметные метки, которые в дальнейшем должны оказать влияние на развязку. Впервые он описывает столь необычную любовь героев, которые стремятся отделаться друг от друга. Впервые заведомо отрицательный персонаж «оснащён» способностью к глубоким чувствам. Впервые сюжет не распознаётся с первых страниц.
Очень жаль, что Диккенс не закончил этот и не написал ещё несколько романов — они вполне могли бы стать его «Великим пятикнижием».
Найти роман «Тайны Эдвина Друда» можно здесь.
Обсудить прочитанное, задать вопросы и узнать о творческих планах можно в группе автора в Telegram