Тут сразу возникает вопрос: что такое добро и что такое зло? И что из этих понятий является абсолютным, а что его противоположностью? То есть, что существует объективно, а что относительно объективного?

Важно определить источник добра. Если источник — Бог, то он Абсолют, значит, и добро абсолютно. Если дьявол, то дьявол сотворён, значит, добро не абсолютно. А что тогда абсолютно? Зло? Но тогда Бог — источник зла?

И тут возникает новый вопрос: дихотомия вообще — универсальный принцип? Или только следствие упрощения мышления? Легче же любое явление располовинить и свести к двум противоборствующим началам. Опять же — если добро и зло — части одного явления, то что это за явление? Может быть, это и есть Бог? Тогда абсолютны и зло, и добро. А дьявол тогда зачем, если обе части эманируются Богом? Чтобы отвести от Бога «подозрения» в том, что всякое зло — его рук дело?

А если попытаться вывести Бога за скобки и предположить, что источник зла — допущенная в Творении ошибка? Тогда источник добра — само Творение за вычетом ошибки. И если в сюжете ошибкой постулирован отказ человека от «шестого чувства», то есть, от мгновенного знания в пользу активного процесса познания, то, значит, зло в познании.

Екклесиаст подтверждает:

во многой мудрости много печали; И кто умножает познания, умножает скорбь…

Тогда Тёмные воды, которые требуют отказаться от познания и вернуться в своё изначальное состояние, являются, если не самим добром, то, во всяком случае, той средой, в которой добро — норма. И подчинение Тёмным водам есть добро, а противостояние им — зло.

Но это в романе. Ведь в романе есть допущение, что первородный грех — отказ от «шестого чувства», и в рассуждениях мы оттолкнулись именно от этого.

Обсудить прочитанное, задать вопросы и узнать о творческих планах можно в группе автора в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *