Несмотря на регулярное появление в сюжете умерших людей, героев мифов и тому подобных персонажей, в этом нет ни грамма мистики, во всяком случае, в вульгарном смысле — в виде зомби, воскресших мертвецов и прочего в таком духе. Все явления мистического характера подчинены всё той же идее романа — связь коллективного бессознательного, которое определяется как «тёмные воды», с материальным миром. Мир материальный и мир тёмных вод в обычных условиях существуют как бы на разных планах бытия. Но условия в романе необычные — на Землю влияет Немезида, звезда, которая приближается к Солнцу и своим появлением вносит некие изменения.

Некоторые изменения лежат на поверхности, поскольку эти эффекты известны каждому со школьной скамьи — гравитация, искривление пространства-времени, появление излучения, источником которого может являться красный карлик. Именно этим влиянием объясняются пространственно-временные катаклизмы, провалы во времени, пересечения с параллельными мирами.

Но идея романа вытекает из того влияния массивного космического тела, которое астрофизикой пока не постулировано: это влияние на гипотетическую среду, которая является вместилищем коллективной психики человечества. Эта среда может быть описана понятиями аналитической психологии К.Г. Юнга или в терминах гипотезы формативной причинности Руперта Шелдрейка, или в куда менее конкретных теориях восточных и западных мистиков. Суть идеи в том, что существует среда, в которой хранятся поведенческие шаблоны, причём, в широком смысле, эта идея включает в себя не только человечество, но и всё живое, а иногда даже не живое на Земле (и не только?).

Руперт Шелдрейк, доктор наук в области биохимии, идеи которого научным сообществом определяются как псевдонаучные, задаётся вопросом: как так получается, что из того гомогената, который имеется в куколке, без видимого участия какого-либо разумного начала, получается совершенная по форме и сущностно бабочка? Или — откуда паук уже от рождения владеет искусством плести свои сети, причём именно таким образом, которым плели сети десятки тысяч поколений пауков до него? Или — откуда кукушата, яйца которых кукушка подбрасывает в гнёзда почти произвольно, достигнув определённого возраста, узнают когда и куда им лететь зимовать? Ведь они не растут в птичьей стае, где подобное поведение можно объяснить «передачей опыта» от старших к младшим. Если очень-очень кратко, то он объясняет это существованием неких полей (морфогенетических), которые содержат поведенческие инструкции для каждого организма в зависимости от того, к какому биологическому виду он относится. Эти поля, по утверждению Шелдрейка, являются вместилищем, в числе прочего, и инстинктов. Однажды усвоенное одним представителем вида появляется в этих полях и следующему представителю усвоить то же самое уже оказывается легче. А чем больше особей прошли определённый путь, тем более чёткие «инструкции» получат следующие особи.

Карл Густав Юнг в своих работах спрашивает — каким образом такое получается, что независимо ни от географической локации, ни от периода времени все более или менее развитые мифологии пересказывают одни и те же, иногда повторяющиеся до мелочей сюжеты? В ряде случаев сходство можно объяснить примитивно — заимствованиями. Но если речь идёт об обществах, разделённых океанами, то такое объяснение уже не выглядит убедительным. А чем вызвано необычайное сходство сновидений, которые видят люди, не только между собой никак не связанные, но даже выросшие в совершенно разных культурных средах?

Юнг объясняет это тем, что мифы являются выражением поведенческих и иных шаблонов, которые он объединяет общим термином архетипы и утверждает, что именно они определяют глубинные особенности поведения человека, а также и различные психические феномены. А локализованы все эти архетипы в коллективном бессознательном.

В «Тёмных водах» я попытался эти идеи выразить в художественной форме. Наверное, в каких-то случаях это вышло немного гипертрофированно. Задача такого подхода — акцентировать внимание на таких идеях. На этом и зиждется вся «мистика» сюжета, который, вообще говоря, имеет научное или, если угодно, околонаучное основание.

Обсудить прочитанное, задать вопросы и узнать о творческих планах можно в группе автора в Telegram

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *