«Визит к Минотавру» братьев Вайнеров — это не просто детектив. Если мы возьмём классиков жанра — Жоржа Сименона, Агату Кристи, Рекса Стаута — то увидим, что у них в центре повествования всегда находится загадка, которую умный сыщик разгадывает, ни на что не отвлекаясь.
У Вайнеров в сюжете тоже есть загадка. Но разгадка её — не самоцель. Она используется авторами для раскрытия жизненных драм своих персонажей. Все проходящие по делу персонажи — свидетели, преступники, даже некоторые случайные люди — раскрыты так так, что хоть картины пиши. Как хороший художник пишет с натуры, так и писателю лучшие образы удаются, когда они не плод воображения, а перенесены в сюжет из жизни. Думаю, всем известно, что прототипом Полякова был Давид Ойстрах, но и остальные персонажи явно не выдуманы, а только адаптированы к сюжету.
Слабее выглядят главные герои — Тихонов, Лаврова, Шарапов — но они сквозные в цикле, читатель их уже и так хорошо знает.
Линия Страдивари мне очень долго казалась лишней — кажется, что она мало что добавляет к сюжету, но отвлекает от главной линии. Но сейчас я думаю, что Вайнеры этой дополнительной линией не только усиливали главную, но и поясняли ценность похищенной скрипки. Дело в том, что Антонио Страдивари не просто хороший скрипичный мастер. Это создатель современной классической скрипки. До него форма этого инструмента была другой, звук слабее, тембр беднее. Именно он нашёл практически идеальные форму, размер, пропорции и, что очень важно — материал! До Страдивари скрипки делали из груши, он же стал делать деки из клёна и резонансной ели. И сразу же создал непревзойдённые инструменты, просто сыграть на которых — мечта всех скрипачей мира уже триста лет.
Скрипка, которую ищет следователь Тихонов — не просто одна из этих великих скрипок — таких скрипок люди ещё не знали, как говорит о ней сам Страдивари. «Мне понадобилось сорок лет, чтобы понять устройство её души».
Выходит, что «Визит к Минотавру» — это не совсем детектив. Прежде всего, это роман о таланте и о том, как им можно распорядиться. Есть крайности — Антонио Страдивари и Лев Поляков с одной стороны, Григорий Белаш и Джузеппе Страдивари с другой, и есть некая середина — Андреа Гварнери и Павел Иконников.
Иконников богато одарён, но ленив и самоуверен, Поляков — его противоположность, который с худших стартовых позиций достиг большего. Страдивари работает как вол за еду и науку и становится лучшим скрипичным мастером всех времён, а Гварнери растрачивает свой талант попусту в кабаках и публичных домах.
А вот Григорий Белаш и Джузеппе Страдивари — это те, кто не только отказались от своего таланта, но и встали в результате на путь предательства. Джузеппе ушёл от отца, будучи наиболее способным из его сыновей. Но этого ему оказалось мало, и он объявил настоящую войну своему отцу и учителю. Григорий Белаш предал своих учителей Трубицына и Иконникова и стал преступником. Это уже не мораль о пользе труда — это об ответственности личности за свой талант: кому много дано, с того много и спросится. Возможно, это главная идея романа.
Очень хороша и экранизация с Шакуровым, Гафтом, Филиппенко, Пуговкиным, Борисовым, Смирнитским и другими звёздами советского кино.
«Визит к Минотавру» Аркадия и Георгия Вайнеров — скачать в формате epub.
Обсудить прочитанное, задать вопросы и узнать о творческих планах можно в группе автора в Telegram