Сразу скажу, все описания коллективного бессознательного (Тёмных вод) в романе — это не плод моей фантазии. Поскольку глубины нашей психики наполнены мифологическими образами, или, точнее, мифологические образы являются выражением психики, а коллективное бессознательное является вместилищем психики, то и достоверные описания коллективного бессознательного следует искать в мифологии.
Мифологические описания обычно достаточно скупы. Среда — это форма, в которую облечены образы, являющиеся сутью. Суть — первична, форма — вторична. Поэтому в мифологии мы видим много описаний образов (вспомним горгону Медузу, Орфея, Геракла — мы их представляем себе мгновенно и подробно) и мало описаний окружающего мира, за исключением случаев, когда без этого не обойтись (лабиринт Минотавра, огненные реки в Аду, весы для взвешивания сердца в Чертоге Обеих Маат). Вообще описание места мы встречаем тогда, когда оно активно участвует в происходящем и, в этом смысле, может выступать даже в качестве субъекта, а не объекта описания.
Поэтому для описания Тёмных вод нужно перебрать множество мифологической литературы, систематизировать её, найти общие черты и выделить уникальные. Поскольку в романе у меня описания Тёмных вод встречаются в видениях, то логично использовать видения, которыми полны разного рода эсхатологические мифы, где суть часто не в действии, а именно в среде. Это прежде всего разного рода апокалипсисы и обширные пророчества.
Много таковых находится в христианской и иудейской мифологиях, где тема конца света, в связи с тем, что это именно конец, особенно популярна. Скажем в индуистских мифах, где постулируется цикличность существования Вселенной, таким событиям уделяется внимания куда меньше — ибо, что такое один вдох и один выдох Брахмы по сравнению с вечностью?
Если назвать конкретные источники, то среди них я, наверное, выделю апокрифическое Откровение Иоанна, апокрифическую книгу Еноха и апокрифические же Книги Сивилл. В первых двух я почерпнул вдохновение для описания апокалиптических видений моих персонажей, а последняя является, по сути, историей «священного антропогенеза», как оно описано в экскурсии Генки по Тёмным водам.
В настоящее время я занимаюсь более скрупулёзным исследованием этого вопроса, так как не менее трети следующей книги мои герои проведут именно там, в Тёмных водах. А значит, достоверные сведения о тамошних условиях являются насущной необходимостью.
Обсудить прочитанное, задать вопросы и узнать о творческих планах можно в группе автора в Telegram