Вопрос о сущности небытия, на самом деле, не праздный. Поскольку в романе оно несколько раз встречается и в определённой степени влияет на сюжет, то хорошо бы понимать, с чем мы там имеем дело. Хотя я сторонник того подхода, что автор не обязан раскрывать все загадки в произведении — во-первых, некоторые загадки пригодятся в продолжении, если автор его планирует, во-вторых, автор часто и сам может не знать исчерпывающе, какие силы действуют в его произведении. В-третьих, иногда какие-то явления настолько противоречивы, что однозначно их и не описать. И, наконец, в-четвёртых — неразгаданные загадки позволяют сохранить интригу и дать читателям пищу для ума.
Но в данном случае, я и сам заинтересовался. Небытие у меня появилось стихийно, в роман оно вошло как будто минуя меня и мою волю, само по себе. Но раз уж появилось, мне показалось это явление интересным и заслуживающим того, чтобы в нём разобраться. В частности: является оно сотворённым или несотворённым?
Несмотря на то, что я автор, у меня нет готового ответа на этот вопрос. Будем разбираться вместе.
Итак, как в романе характеризуется небытие? В первый раз мы сталкиваемся с ним в видении Игоря, которое даёт ему Селга:
Вдали я увидел нечто, для описания чего в языке нет слов. Это было похоже на черноту и на отсутствие черноты, на отсутствие белизны и на отсутствие чего-либо вообще. Это было небытие, отсутствие пространства и времени, оно вселяло ужас. И оно очень медленно надвигалось на нас.
Я напряжённо всматривался в него, и мне казалось, что оттуда тоже что-то так же внимательно взирает на меня. Внезапно я понял, что это ад выглядывает из преисподней, гибель мира заглянула мне в душу, а я в неё.
Во второй — там же, в Каюжном, перед отъездом оттуда:
Увиденное мгновенно вызвало во мне ужас. Огромная трещина в пространстве надвигалась прямо на дом. Трещина представляла собой нечто такое, что трудно описать. Это был словно провал в небе, который не содержал в себе ничего. Нет, это не был вакуум, это было просто отсутствие чего-либо вообще. Я не могу даже сказать, что это было чёрное. Скорее, это было отсутствие черноты. И отсутствие белизны тоже, вообще полное отсутствие пространства. Но всё же вернее было бы сравнить это с чернотой. С настолько чёрной чернотой, что чёрное, по сравнению с ней — белое. И эта сверхчернота имела форму изогнутого, вывернутого наизнанку треугольника или прямоугольника, или трапеции. Или не имела никакой формы вообще.
Именно это неведомое и непонятное, вывернутое и отсутствующее мгновенно свело с ума напавших на нас бандитов. Трое из них сейчас без движения лежали на улице, где их застала эта кошмарная, надвигающаяся на дом бездна.
Я почувствовал, что эта бездна словно гипнотизирует меня…
«Преисподняя, преисподняя… не отпускайте меня», — бормотал Игорь уже на полу.
А Егор твердил только:
— Вот они — уничтоженные небеса. Это уничтоженные небеса! Пришло время!— Это небытие, — спокойно сказала Маша. — Главное, не смотреть на него, тогда и оно на нас смотреть не станет.
Меня тоже внутренне повело, я стал снова испытывать влияние страшного гипноза, который исходил от того, что Маша назвала небытием. Я плохо соображал, но отметил, что да — именно небытие было самым точным термином для того, что прямо сейчас на моих глазах пожирало эту местность.
И в третий, когда поисковая группа пытается вернуться в Поляны после наводнения:
…снова увидел то, что уже наблюдал в Каюжном: пространство в нескольких метрах позади на моих глазах почернело и вывернулось наизнанку. […] Сначала в воздухе появилась вертикальная трещина и в ней чернота — чернота не в смысле цвета, а в смысле обнуления в ней чего-либо вообще. Это была коллапсирующая бездна.
[…]
…трещина разверзлась, из небытия понеслось нечто демоническое и я видел, что моих спутников охватил неземной ужас. Это не было чем-то материальным — мы просто почувствовали присутствие абсолютного Зла. Образ, возникший в сознании, выглядел как грозное лицо, полное гнева и жажды возмездия. […] «Это и есть то самое шестое чувство?» — успел подумать я, когда сущность растворилась в нашем пространстве, а небытие продолжило извергаться в наш мир. Трещина превратилась в чёрную пропасть и далеко-далеко вдали этой пропасти вспыхнул свет. Это не был свет в прямом смысле слова как поток фотонов. Скорее, это была ещё одна сущность, которая открывала нам себя, оставаясь в небытии. Она не вторгалась в наш мир, но словно пронизывала его насквозь, сама оставаясь снаружи.Одновременно я почувствовал изменение хода времени.
[…]
И тут же меня мотануло обратно — в растрескивающуюся ткань настоящего. Происходящее буквально выглядело как разрыв ткани, а в разрыве — ничего, пропасть! Нет, даже не пропасть — именно ничего!
[…]
Пространственная лакуна была в каких-то метрах от нас, и неумолимо приближалась. Вывернутое наизнанку пространство сворачивалось то в трубку, то в спираль, образуя немыслимые геометрические формы. Это разрушительно действовало на рассудок, и отключение сознания было защитной реакцией, помогавшей уберечься от безумия.
Во всех случаях, о небытии говорится как о чём-то, откуда нечто смотрит или гипнотизирует и даже врывается в нашу реальность. То есть, подразумевается, наличие объекта. Но в небытии не может быть объекта, потому что оно является отсутствием. За одним исключением. Если небытие — не часть творения, то там может находиться Творец. Причём, с точки зрения философской, именно там ему самое место. Ведь, оказавшись внутри творения, он начинает подчиняться внутренним законам своего Творения — физическим законам Вселенной. Находясь же за его пределами, Творец не испытывает давления созданных им же законов, в частности, находясь снаружи по отношению к пространству и времени, не испытывает давления законов логики, ведь логические законы обусловлены причинно-следственными связями, которые находятся в прямой связи со временем.
В последнем случае речь идёт о двух сущностях. С одной мы уже разобрались — по всей видимости, это Творец. А второй должна быть его противоположность. То есть, небытие — это субстанция, в которой одновременно локализованы и Бог, и дьявол. Являются ли они, следовательно, равными друг другу?
Над этим подумаем в следующий раз.
Обсудить прочитанное, задать вопросы и узнать о творческих планах можно в группе автора в Telegram