Встречи с небытием в романе оказались самыми трудными для описания. Почему? Да просто описать небытие невозможно. И дело не в том, что его никто никогда не видел. Скажем, чёрную дыру тоже никто никогда не видел, однако описаниями полны как академические, так и научно-популярные издания.
Что такое небытие? Небытие это отсутствие. Отсутствие чего? Отсутствие пространства, отсутствие времени. И вот как только мы ввели в определение какой-то объект, сравниваемый или противопоставляемый небытию, оно немедленно обрело некое наполнение. А небытие не может иметь наполнения — оно является отсутствием. Отсутствием всего.
Это не вакуум, так как вакуум не просто является частью бытия, он ещё и наполнен — частицами, полями, изученными, неизученными, гипотетическими субстанциями, вроде «эфира» и так далее. И в этом контексте вовсе неважно, что из перечисленного является плодами науки, а что фантазиями — факт, что вакуум не просто материален, но даже не пуст.
А небытие не просто пусто, в нём нет даже пустоты, так как пустота тоже является наполнением.
Противоположностью бытия назвать небытие тоже нельзя, по причине, указанной выше — любое противопоставление наполняет.
Небытие нельзя назвать местом, нельзя назвать объектом, нельзя описать его форму, его цвет, вообще любые внешние характеристики. Поскольку ничего этого у небытия нет. И даже констатация отсутствия наделяет небытие наполнением, значит, и отсутствием его описать нельзя.
Именно своей принципиальной неописываемостью небытие вызывает у персонажей романа первобытный ужас, парализует волю. То есть описать его возможно только с точки зрения субъекта, а ещё точнее, с точки зрения переживаний субъекта. Именно это я и пытаюсь сделать в романе. Насколько удачно, не мне судить, но я старался.
Понятие бесконечности тоже очень трудно для осознания. Когда пытаешься его представить, в мыслях образуется небольшой хаос. В то же время, бесконечность Вселенной проще принять, чем её конечность.
Наверное, небытие — это противоположность бесконечности, но не конечность, а бесконечность, вывернутая наизнанку.
Просмотрев имеющиеся определения, я убедился, что никому ещё не удалось исчерпывающе определить или описать небытие. Не удалось и мне. Но небытие существует, не может не существовать, так как существование бытия само по себе подразумевает наличие небытия за его пределами.
Для чего оно в романе? Появления небытия иллюстрируют разрывы пространства-времени, помогают усилить и осознать неизбежность неумолимо надвигающегося глобального катаклизма. С его помощью мне удаётся немного понагнетать, небытие деятельно участвует и в сюжете (поглощает бандитов, напавших на Каюжное, вынуждает быстрее покидать деревушку после наводнения) но это не главное. Небытие непосредственно привязано к философскому подтексту, оно является если не частью Тёмных вод (коллективного бессознательного), то сущностью, с ними непосредственно связанной.
Обсудить прочитанное, задать вопросы и узнать о творческих планах можно в группе автора в Telegram