Тёмные воды — это не плод моей фантазии. Тёмные воды — это коллективное бессознательное, которое существует объективно и независимо от субъекта. Оно населено некими сущностями, которые находят зримое воплощение, например, в мифологических образах. Или во снах. Или в неосознаваемых побуждениях.
В романе я сделал допущение, по-моему, с точки зрения науки, вполне логичное, что для существования чего-либо, необходима среда. Например, звук нуждается в атмосфере, сейсмическая волна — в горной породе, которые представляют собой упругую среду. Даже для обычного мышления нужна среда: учёные утверждают, что без нейронной сети оно невозможно.
По аналогии среда необходима и для хранения архетипов, поведенческих шаблонов, прочих психических явлений. Именно коллективное бессознательное и является этой средой, вместилищем всего, что проявляется в психике.
Являются ли все эти архетипы и прочее объективными сущностями или всё это тень индивидуального человеческого сознания? Индивидуальное на то и индивидуально, что отличается у разных индивидов. Мифология же, которая выражает наследуемые архетипы, универсальна. Понимаю, что эта мысль требует разворачивания, но, не желая уходить в дебри, поясню только, что независимо от географии в мифологии всех континентов и даже отдельных островов присутствуют одни и те же элементы. Даже там, где заимствование исключено.
Следовательно, человек не формирует коллективное бессознательное, во всяком случае, прямо. А раз так, то существуя объективно, коллективное бессознательное может оказывать влияние на нашу жизнь. В обыденной жизни это происходит постоянно, и для нас поведенческие шаблоны столь привычны, что каждый, чьё поведение этим шаблонам не соответствует, сразу вызывает настороженное внимание общества.
Другое дело, происходит ли это влияние на глобальном уровне? Карл Густав Юнг, создавший концепцию коллективного бессознательного, утверждал, что исторический процесс является порождением коллективного бессознательного и управляется посредством определённых архетипов.
То, что я назвал тёмными водами, — и есть та среда, в которой объективно существуют архетипы и сущности, определяющие психику. Но раз есть среда, то она может изменяться. Звёзды, являясь массивными объектами, изменяют структуру пространства-времени. Не могут ли они таким же образом влиять и на коллективное бессознательное? В «Тёмных водах» речь идёт именно об этом — Немезида, звезда-проклятие человечества, деформирует коллективное бессознательное, и его сущности в самых разных проявлениях начинают проникать в материальный мир, влиять на него не опосредованно через психику, а прямым вмешательством, участием в жизни на этом плане бытия.
Таким образом, я придумал только название. По-моему, оно, во-первых, отражает сущностную часть этого явления, а во-вторых, в отличие от термина «коллективное бессознательное», находит эмоциональный отклик, что важно с художественной точки зрения.
Ну и немного пофантазировал на тему «а что будет, если…». Это именно то, чем занимается любой творческий человек.
Обсудить прочитанное, задать вопросы и узнать о творческих планах можно в группе автора в Telegram